Способы перегазовок
В начале рассмотрю два способа, которые использую при практическом вождении и рекомендую для освоения всем водителям.
Стандартная «перегазовка» перед включением понижающей передачи
Применяется перед входом в поворот, при комбинированном торможении, на подъеме, перед обгоном.
Последовательность действий:
— сбросить газ и выжать сцепление;
— включить понижающую передачу без паузы на «нейтрали»;
— резко «открыть» и «закрыть газ», доведя частоту вращения коленчатого вала двигателя до значений, соответствующих максимальному крутящему моменту, плюс запас 1000—1500 об/мин
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».
Пробуксовка сцепления на постоянной передаче
Может применяться как разовый импульс повышения мощности, когда нет времени для включения понижающей передачи, например при преодолении вершины крутого подъема, участка сыпучего или грязного грунта, снежной целины. На короткое время (0,1 — 0,3 с) не полностью выключается и включается сцепление, что позволяет приобрести дополнительно 300 — 500 оборотов и некоторое ускорение автомобиля.
Перечисленные ниже приведены для справочной информации. Возможно у гонщиков они находят более широкое применение, но лично мне хватает двух вышеперечисленных.
Скоростная «перегазовка» с пробуксовкой сцепления и включением понижающей передачи ударным способом
Применяется в экстремальных ситуациях при остром лимите времени. Выполняется этот прием следующим образом. Как только двигатель начинает терять обороты, а еще лучше до того, как это произойдет, водитель, удерживая дроссель открытым, выключает сцепление с задержкой, т. е. замедленно. Двигатель быстро наращивает обороты, и в этот момент включаются понижающая передача и сцепление. Задержка выключения сцепления приводит к его пробуксовке и позволяет поднять частоту вращения до любого уровня за короткое время.
«Перегазовка» на нейтральной передаче
Применяется при существенной потере мощности перед интенсивным разгоном и включением понижающей передачи с пропуском, например с V на II.
Последовательность действий:
— «закрыть газ»;
— выжать сцепление;
— включить нейтральную передачу;
— «открыть газ» и довести частоту вращения коленчатого вала двигателя до значений, соответствующих максимальному крутящему моменту, плюс запас 1000—1500 об/мин на потери при включении понижающей передачи;
— включить понижающую передачу;
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».
«Перегазовка» с двойным выжимом сцепления
Применяется при дефектах коробки передач (повреждении синхронизаторов), переключении передачи на скользкой дороге, включении понижающей передачи с пропуском двух циклов включения. Последовательность действий:
— «закрыть газ»;
— выжать сцепление;
— выключить передачу;
— отпустить сцепление;
— «открыть газ» и довести обороты до режима, близкого к максимальным;
— «закрыть газ»;
— выжать сцепление;
— включить понижающую передачу;
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».
Если повреждена коробка передач двойной выжим сцепления также поможет при переключении «вверх».
Последовательность действий:
— «закрыть газ»;
— выжать сцепление;
— отпустить сцепление;
— выжать сцепление;
— включить следующую передачу;
— отпустить сцепление;
Если после первого выжима сцепления сделать выдержку, то можно второй выжим не делать, угловые скорости уравниваются и передача так же легко включается.
«Догазовка» при включении повышающей передачи
Применяется для компенсации потери оборотов из-за длительной паузы при включении повышающей передачи, а также при включении передачи с пропуском одного цикла включения, например, I — III или II — IV.
Последовательность действий:
— выжать сцепление;
— включить нейтральную передачу;
— резко, но дозированно «открыть-закрыть газ»;
— включить повышающую передачу;
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».
Перечисленные приемы имеют очень широкий спектр применения от стандартных дорожных ситуаций до критических. С одной стороны, они предназначены для создания надежной тяги двигателя, позволяющей уменьшить остроту критических ситуаций, а с другой, способствуют повышению устойчивости и управляемости автомобиля за счет использования антиблокировочного эффекта при экстренном торможении.