Коробка автомат за и против
Автоматическим коробкам передач отдают предпочтение большинство американцев и очень многие европейцы. А вот в России к «автоматам» относятся настороженно. Большинству они представляются «вещью в себе», и, как все непонятное, обрастают домыслами.
Едва ли найдется кто-нибудь, не слыхавший, что «автоматы тупые». Легко проследить истоки этого мнения. Во-первых, каждый из нас ездил в качестве пассажира на автобусах «ЛИАЗ-677», которые до сих пор ходят по улицам российских городов. На этих автобусах стоит автоматическая коробка передач, скорости в которой переключаются настолько медленно, что несчастный мотор успевает выразить свой отчаянный протест жутким визгом. На этих машинах стоят коробки-автомат, мало чем отличающиеся от тех, которые применялись еще на FORD-T. Во-вторых, обратившись к авторитетам вождения — гонщикам, слышим: да, с автоматом динамика похуже. И, наконец, читаем техническую характеристику и видим то же самое. Автоматы тупые.
А теперь давайте задумаемся. Для чего на машину ставят автоматическую коробку? Если для получения плавности разгона, то кого волнуют лишние две-три секунды, уходящие на набор «сотни»? А если только для облегчения управления, то разница в динамике будет не в пример скромнее — менее секунды. Оцените свое водительское мастерство и скажите, хватит ли вашей квалификации, чтобы реализовать — с учетом времени сброса оборотов при переключении передач — лучшие разгонные свойства механических коробок.
Еще говорят, автомат пагубно сказывается на проходимости автомобиля. И это не так. Именно потому, что «завязнуть по уши» с автоматом сложнее — как раз за счет того, что он позволяет плавно, без рывков двигаться. Если вы все-таки застряли на автомате, то помните: машину нельзя «раскачивать» так, как вы это делаете с «механикой», — можете загубить коробку.
Вы должны поставить рычаг управления коробкой на низшую передачу и, пользуясь педалью газа как сцеплением, попробовать выбраться. Блокировать переключение на повышенные передачи необходимо потому, что коробка-автомат — это механизм с заданной программой, по которой практически при каждом сбросе педали газа будет происходить переключение передачи на следующую. Выбраться из ямы с автоматом будет посложнее, но и застрять, уверяю вас, тоже.
Говорят, у автоматических коробок есть еще один недостаток — сложности с торможением двигателем. Да, это было — на первых коробках, которые были сконструированы в основном для удобства управления автомобилем. Найти такой раритет надо еще постараться. У коробок последнего поколения такого недостатка нет: они способны не только переключать скорости вниз при движении «накатом», но даже подстраиваться под вашу манеру езды при разгоне.
У современных коробок есть и переключатели дополнительных режимов. Например, у BMW есть как «спортивный» режим, при включении которого передачи становятся более «длинными», так и «зимний», при котором трогание с места происходит с третьей передачи, и это облегчает езду по скользкой дороге или в глубоком снегу. Для наших российских условий вещь очень полезная, к тому же при езде накатом происходит отчетливое торможение коробкой. А в сочетании с АБС езда на таком автомобиле превращается, поверьте, в настоящее удовольствие.
Многие полагают автомат коробкой для бестолковых. Это, конечно, неправда. Просто эта коробка — другая. И управляется она не специальным рычагом, а педалью «газа». Что же до остального, то все остается по-прежнему: нужно чувствовать «характер» коробки и соразмерять с ним свои действия. Зная, например, что при быстром обгоне автомат «думает» примерно одну секунду после нажатия вами педали газа, какую передачу ему включать, вам надо немного раньше «давить на гашетку». Кстати, в подобном случае и с механической коробкой вы задумываетесь, и вас это не смущает.
Поговорив о предрассудках и «недостатках», надо сказать главное: в городском потоке ездить на автомате — легко и просто. Чтобы понять всю прелесть, надо просто проехать несколько десятков километров.
В целом, мир автоматических коробок очень разнообразен. Конкретное исполнение зависит от того, какие требования предъявили создатели к своему автомобилю, какие его качества посчитали главными, а какие — второстепенными. Есть очень «мягкие» и соответственно «тупые» автоматы (Cadillac, Lincoln), но есть и весьма динамичные (BMW, Mercedes, Ferrari). Сегодня еще встречаются коробки, управляемые гидравликой, но все чаще используют электронику, а то и вовсе процессор.
Доказательством того, что автомат не так уж плох, можно рассматривать тот факт что Феррари на свой автомобиль 456 GT с 1997 года будет ставить как механическую коробку, так и коробку-автомат.