О датчике положения дроссельной заслонки.
Проверка исправности состояния, замена и регулировка датчика положения дроссельной заслонки (TPS)
Представляющий
собой потенциометр переменного сопротивления TPS крепится на корпусе дросселя и
соединен с осью дроссельной заслонки. На основании анализа поступающих от TPS
сигналов РСМ определяет точное текущее положение заслонки, обусловленное
степенью выжимания водителем педали газа. Выход датчика из строя может привести
к неконтролируемым выбросам инжекторами топлива и нарушению стабильности оборотов
двигателя. При выявлении неполадок TPS в память системы самодиагностики
заносится соответствующий код неисправности (см. Раздел Система бортовой диагностики (OBD) - принцип
функционирования и коды неисправностей). На большинстве моделей
в состав TPS входит оконечный датчик-выключатель открытого/закрытого положения
дроссельной заслонки, в соответствующие моменты осуществляющий замыкание определенных
электрических контуров.
ПРОВЕРКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Внимание:
1. Прежде чем приступать непосредственно к проверке TPS удостоверьтесь в исправности подачи питания от РСМ к TPS и отсутствии нарушений заземления. Отсоедините от TPS электропроводку и подключите положительный щуп вольтметра к клемме зелено-черного (1993 и 1994)/красного (с 1995) провода жгута в контактном разъеме. Отрицательный щуп подключите к клемме черного провода. При включенном зажигании (не запускайте двигатель) прибор должен регистрировать около 5.0 В. Отсутствие напряжения свидетельствует об обрыве в цепи РСМ или выходе из строя собственно модуля (в последнем случае автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания с целью проведения диагностики модуля управления и выполнения соответствующего восстановительного ремонта).
2. Для проверки исправности функционирования TPS подсоедините омметр к клеммам 2 и 3 датчика. Измерьте сопротивление TPS в полностью закрытом положении дросселя, затем начинайте постепенно приоткрывать заслонку, наблюдая за изменением сопротивления датчика. На моделях 1993 и 1994 г. вып. показание измерителя должно измениться от 1.0 кОм при полностью закрытой заслонке до 9.0 кОм при полностью открытом. На моделях с 1995 г.вып. - от 0.5 кОм до 4.0 кОм соответственно. Увеличение сопротивления должно происходить плавно.
3. Отсоедините электропроводку от оконечного датчика-выключателя открытого/закрытого положений дроссельной заслонки. Подключите омметр к клеммам 5 и 6 разъема датчика. Удостоверьтесь в наличии проводимости датчика-выключателя полностью закрытой заслонке, затем слегка приоткройте последнюю. При открытой заслонке проводимость должна отсутствовать, в противном случае замените сборку TPS.
ЗАМЕНА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1.
Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание:
2. Снимите впускной воздуховод и отсоедините электропроводку от TPS и оконечного датчика-выключателя
дроссельной заслонки.
3. Выверните два крепежных винта и снимите сборку TPS с корпуса дросселя.
4. Установите новый датчик на свое штатное место и свободно вверните крепежные
винты.
5. Выполните регулировку TPS (см. ниже), затем окончательно затяните крепеж
РЕГУЛИРОВКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите впускной воздуховод.
2. Ослабьте винты крепления сборки TPS на корпусе дросселя.
3. На моделях, оборудованных оконечным датчиком-выключателем полностью
открытого/закрытого положений заслонки отсоедините от последнего
электропроводку и подключите омметр в соответствии с инструкциями, изложенными
в параграфе 4. введите лезвие измерительного щупа толщиной 0.3 мм между рычагом
дроссельной заслонки и его упорным винтом, - прибор должен зарегистрировать
наличие проводимости. Теперь введите в зазор лезвие толщиной 0.4 мм, - на этот
раз цепь должна оказаться разомкнутой. Вращением TPS добейтесь требуемого
результата, затем прочно затяните крепежные винты
Внимание:
Ни в коем случае не трогайте упорный винт рычага дроссельной заслонки, - он имеет фабричную установку и регулировке не подлежит!
4. На моделях без оконечного датчика-выключателя дроссельной заслонки прозондируйте вольтметром обратные концы клемм белого и черного проводов на разъеме жгута электропроводки TPS (постарайтесь не повредить клеммы при вводе щупов). При включенном зажигании (двигатель не запускайте) и при полностью закрытом дросселе прибор должен зарегистрировать показание в диапазоне примерно 0.4 ÷ 0.5 В, в противном случае произведите соответствующую корректировку путем вращения сборки TPS, затем прочно затяните крепежные винты.