Ремонт ВАЗ 2108-1118-2170 в Одессе

Торможение.

СтигСуществует два типа торможения: обычное и экстренное. Если читатели этой книги начнут реализовывать второй тип на дороге, я не удивлюсь тому, что стоимость страховки вырастет до небес, а моя голова окажется на шпиле лондонского Тауэра.

Я считаю, что всем без исключения, даже щупленькой старушке на автомобиле Honda, хоть раз да придется совершить экстренное торможение, потому всем будет полезно узнать, что это такое.

Плавное торможение на каждый день.

В обычных условиях важно нажимать на педаль тормоза плавно и непрерывно и регулировать скорость одним изящным движением. С этой целью применяется повсеместно распространенная техника: вы переставляете  ногу на педаль тормоза, затем наращиваете  усилие на педаль, чтобы сбросить скорость, и в конце мягко и плавно отпускаете  ее.

Я до сих пор восхищаюсь таксистом, который вез меня однажды через Итальянские Альпы, на место съемок фильма о Бонде «Квант милосердия». Он ехал настолько плавно, что во время остановок, когда пружины подвески начинали выпрямляться, поднимая нос его «мерседеса», он постепенно отпускал тормоза на последних нескольких метрах так, что машину не раскачивало. На заднем сиденье его машины вполне можно было провести операцию на сердце.

Я куда больше привык к тряске в английском кэбе, где водитель бьет ногой по педали тормоза, как шаман в бубен.


Понаблюдайте за пассажирами. Если их кидает вперед-назад, как толпу на концерте Эминема, знайте – вы делаете что-то неправильно.

Думая наперед и планируя торможение, вы должны рассчитать все так, чтобы у вас была возможность плавно выжать педаль тормоза и не пришлось бы резко давить на нее и так же резко отпускать.


Советы на злобу дня 

1. Мягко нажимайте на педаль акселератора и следите за дорогой, чтобы избежать ненужного торможения, потому что тормоза – ваши враги. Каждый раз, когда вы к ним притрагиваетесь, вы платите налог на топливо. Старайтесь держать дистанцию от машины впереди, чтобы вам не пришлось тормозить, когда она затормозит, и сбрасывайте газ заранее перед светофорами, пробкой, пешеходными переходами и так далее. Чем больше вы движетесь по инерции, тем меньше топлива вам потребуется, чтобы снова набрать скорость.

2. Сохраняйте бдительность, чтобы, когда вам нужно будет замедлиться или остановиться, вы могли плавно сбросить скорость, убрав ногу с педали газа заблаговременно, и накатом доехать до места остановки.

3. Раньше переходите на повышенную передачу, чтобы двигатель не ревел на высоких оборотах. Существенную экономию дает переключение где-то на 2000 оборотах на дизеле и на 2500 оборотах на бензине – разумеется, если есть такая возможность.

4. Круиз-контроль – простой способ поддерживать постоянную скорость и тем самым экономить топливо.

5. Холмистая местность. Круиз-контроль не лучший вариант на пересеченной холмистой местности, потому что двигатель напрягается, пытаясь удержать заданную скорость на подъеме, сжигая больше топлива. Экономичнее будет дать газу на спуске, когда двигатель практически не задействован, вместо того чтобы спускаться накатом, а затем по инерции преодолеть подъем. В этом случае вам потребуется меньше мощности и вы израсходуете меньше топлива на подъеме.

6. Откажитесь от кондиционера. На высокой скорости это не играет особой роли, но, если выключать кондиционер на низких скоростях, расход топлива становится экономичнее на 5–10 %! Летом можно открыть окно. Вы будете вонять, как бродяга, зато станете богаче.

7. Выбирайте маршрут. Самый простой и разумный способ сэкономить – оптимизировать маршрут и постараться не заблудиться.

8. Давление в шинах. Если шины недостаточно накачаны, протектор деформируется, и пятно контакта увеличивается. Из-за сопутствующего дополнительного трения значительно усиливается сопротивление качению, и двигателю для компенсации этого сопротивления приходится работать с дополнительным усилием, сжигая намного больше топлива.


Чего делать не надо. 

1. Ездить на нейтральной передаче. Если вы переключитесь на нейтральную передачу и отпустите педаль газа, чтобы медленно подкатиться к перекрестку и сэкономить топливо, ничего ужасного не случится, но у этого способа есть существенные недостатки и на трассе, и в городе. Во-первых, оставаясь на нейтрали, вы теряете возможность быстро нажать на газ, а значит, не можете совершить маневр в экстренной ситуации. Во-вторых, без торможения двигателем эффективность торможения в целом существенно снижается – а на горной дороге тормоза могут перегреться, и вы свалитесь со скалы. Зачем тогда экономить деньги? Разве что на похороны.

Некоторые водители выключают двигатель на ходу, а это просто-напросто опасно. Если вы поставите ключ зажигания в нулевое положение, руль может заблокироваться, и вы не сможете его крутить, что повлечет за собой крупные неприятности и много веселья за ваш счет. Современные машины оборудованы гидро– и электроусилителями, а также вакуумными усилителями или сервоприводами тормозов, многократно увеличивающими эффективность тормозной системы и рулевого управления, без которых тормоза и руль практически перестают действовать.

В любом случае, современные системы впрыска топлива практически свели на нет преимущества езды накатом. В отличие от автомобилей прошлого с карбюраторными двигателями, в современной машине есть электронная система контроля топлива и зажигания. Мозг машины – блок управления двигателем – автоматически сокращает подачу топлива на форсунки, когда вы убираете ногу с педали газа.

2. Наступать на пятки. Это значит ехать на хвосте у легковой машины или грузовика, чтобы воспользоваться преимуществами слипстрима, аэродинамического мешка, создаваемого впереди едущим транспортом, ради экономии топлива. Если ваше имя не Коул Трикл, и вы не гонщик NASCAR, знайте, что такая манера езды очень раздражает других водителей и обычно приводит к неприятным последствиям. Кстати, из-за этого почти в каждой гонке серии NASCAR происходит столкновение нескольких автомобилей.

3. Выключать все энергопотребители. Путешествуя по Дальнему Востоку, я видел, как люди едут ночью без фар… чтобы лампочки служили дольше и чтобы сократить расход топлива. Некоторые доходят до того, что не включают обогрев заднего стекла и обдув стекол. Но, отключив электрику, вы сэкономите микроскопическое количество топлива. Мне кажется, гораздо важнее видеть, куда вы едете.


Торможение в реальном мире.

Чтобы эффективно тормозить, нужно острое зрение, и это касается как собственно зрения, так и умения предвидеть развитие событий. Вы должны смотреть дальше, чем среднестатистический водитель. Так у вас будет время просчитать точный план торможения на основании своей скорости и особенностей дороги.

Специально для ультрасовременных водителей поясню, что физическое действие – движение ноги на педали тормоза – заранее планируется на подсознательном уровне и основано на продолжительной оценке происходящего, в результате которой вы убеждаетесь, что сможете остановиться на конкретном свободном отрезке дороги.

Приближаясь к повороту или какому-либо препятствию, вы соотносите свой план торможения с любыми возникающими обстоятельствами.


Экстренная остановка

Если вы хотите остановиться очень быстро, помните, что есть несколько факторов, которые влияют на результат:

  • расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя: иными словами, скорость реакции;

  • тормозной путь: скорость против сцепления;

  • состояние автомобиля – и эффективность тормозов;

  • выбранная техника торможения.

Расстояние, которое проходит автомобиль за время вашей реакции.

Это расстояние, которое вы проезжаете с того момента, когда замечаете препятствие, до того, как что-то предпримете. Этот путь целиком и полностью зависит от вашей наблюдательности и текущей скорости.

На скорости 100 км/ч среднее время реакции водителя – 0,6 секунды, что равно 18 метрам, или примерно четырем корпусам машины. Если скорость выше вдвое, естественно, и расстояние, пройденное за время реакции, увеличивается вдвое, вот почему на высокой скорости нужно смотреть дальше, чтобы заранее увидеть потенциальные препятствия.


Вас ждет не самое приятное свидание.

Когда вы наелись до отвала или когда устали, время реакции приближается к секунде или семи корпусам автомобиля, возможно и больше. Если вы выворачиваете шею, чтобы рассмотреть плакат с рекламой нижнего белья… вас ждет не самое приятное свидание.

Суть в том, что вы должны поставить ногу на педаль тормоза, чтобы быть готовыми затормозить в любой момент, тем самым сократив время реакции  или даже приблизив его к нулю.

Например, если некий растерявшийся индивид или просто идиот ищет место на парковке перед вами, нужно предвидеть, что он может внезапно начать парковаться без предупреждения, и тогда у вас не будет права на ошибку.

Когда вы думаете на опережение, реакция на событие заменяется реальным действием. В случае непредвиденных обстоятельств нужно действовать решительно и в то же время осторожно.


Тормозной путь. 

Это битва между скоростью и сцеплением. Важно понимать, что процесс торможения не является константой. Наше восприятие этого процесса линейно, потому что мы мыслим временными понятиями. Итак, мы обычно сбрасываем около 35 км/ч в каждую секунду торможения. Машине, движущейся со скоростью 70 км/ч, потребуется в два раза больше времени, чтобы остановиться. Звучит вполне логично.

Однако во втором случае автомобиль едет в два раза быстрее и проезжает в четыре раза большее расстояние. Вы можете предположить, что транспортное средство, движущееся со скоростью 100 км/ч, снижает скорость наиболее интенсивно в первые секунды после начала торможения, но это не так.


Если вы удвоите скорость, тормозной путь вырастет в четыре раза.

Если предположить, что общий тормозной путь 40 метров, то половина фактической скорости автомобиля сбрасывается на последних 10 метрах, или расстоянии, равном двум с половиной корпусам машины. Тридцать метров нужно для того, чтобы сбросить скорость со 100 до 50 км/ч, и всего 10 метров, чтобы затормозить с 50 км/ч до полной остановки. Становится не по себе, если сопоставить все эти цифры со временем реакции.

Вы находитесь на автостраде, где поток едет со скоростью 110 км/ч. Вдруг вы вспоминаете о шоколадке, которую положили в бардачок, и тянетесь за ней. Тик. Когда вы снова поднимаете глаза и смотрите на дорогу, вы видите море тормозных огней на всех трех полосах автострады. За ту секунду, на которую вы отвлеклись, поток замедлился до 80 км/ч. Так. К тому моменту, как вы среагируете, они уже будут ехать на скорости 50 км/ч, и тормозить будут, как это ни прискорбно, гораздо быстрее, чем вы. Вам просто нечего им противопоставить и, если вы не держали адекватную дистанцию, которая позволит вам затормозить, вы окажетесь последним в паровозике из столкнувшихся автомобилей.

Тормозной путь 

Отрывок из книги "Водить как Стиг". Бен Коллинс.

+9
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.